Мудрость предков, заложенная в древнеславянские языческие обряды, была настолько очевидна, что многие из них стали основой современных народных праздников и традиций. И хотя язычество как религиозная форма верований на Руси прекратило существование после принятия христианства, искоренить впитываемые с молоком матери устоявшиеся традиции из подсознания людей церковнослужителям по сей день не удалось – Вы сами можете убедиться.
Мир глазами древних славян
Главный смысл всех проводимых древними славянами таинств состоял в том, чтобы привлечь к своим действиям внимание высших сил. Язычники веровали, что существует три необъятных параллельно существующих структуры бытия:
- реальный, мир людей – Яви;
- потусторонний, мир духов, мертвых душ и нечистой силы – Нави;
- божественный, принадлежащий многочисленным Богам и силам природы – Прави.
Чтобы обитатели миров могли взаимодействовать и сохранять гармонию в своих владениях как раз и проводились различные языческие ритуалы.
Человечество времен язычества было убеждено в том, что все окружающее пространство наполнено божествами и духами. Избранные жрецы племени приносили от имени народа жертвы своим незримым всемогущим соседям, которые относились согласно верованиям к четырем основным стихиям: воде, земле, огню и воздуху.
Каждое племя поклонялось своим собственным божествам и в этом была сила существующих на одной территории общин. Но и слабость их была налицо, поскольку родовые сообщества были немногочисленны и постоянно враждовали между собой, отстаивая свое право на свободное существование.
Ежедневно проводились ритуалы воздаяния почестей провозглашенным в племени Богам, потусторонним духам, старейшинам и славным предкам рода. Любое неправильное действие вершителей языческих таинств могло стать роковой ошибкой и повлечь страдания целой общины, и даже навлечь гибель на всех ее представителей, поэтому подготовка к ритуалам была долгой и скрупулезной, а главных исполнителей – волхвов – обучали своим обязанностям с младенчества.
Какие же языческие обряды древних славян, наиболее для них значимые, достались современникам как культурное наследие?
Попробуйте определить по содержанию!
Таинства языческих обрядов
Разнообразие языческих обрядов объяснялось их прямым предназначением: любое важнейшее событие в жизни рода и отдельных его представителей должно было получить одобрение посредством общения с духами природы, происходящего в момент специального ритуала. Самыми значимыми считались таинства:
- погребения;
- имянаречения;
- раскрещивания;
- свадьбы;
- переезда (новоселья);
- пострижин;
- колядования;
- сбора урожая (жатвы).
Были и другие, не менее интересные старорусские обряды: братчина, банный обряд, тризна, обряд живого огня, прощание с чуром и даже похороны мух.
Поскольку в те далекие смутные времена смертность среди населения была чрезвычайно высока, а жизнь человеческая считалась лишь промежуточным этапом в существовании замкнутого в теле духа, ритуал погребения считался сверхважным, даже значимее, чем встреча новорожденного.
Длительное время варианты Погребения колебались между сожжением трупа и «трупоположением». Второй способ заключался в том, что умершего укладывали в гроб в положении зародыша, находящегося в чреве матери. Во многом это было связано с тем, что славяне верили в перерождение после смерти.
Через какое-то время, когда мировоззрение людей претерпело изменения, появился новый вариант погребального обряда. Люди приняли за догму утверждение о том, что душа человека не возрождается в другом существе, а направляется после смерти материальной оболочки на небеса.
Для создания связи между духами предков и почвой, дающей урожай, усопшего сжигали, прах хоронили, и над могилой строили сооружение, похожее на дом. После погребения славяне устраивали пир (который проводился в специально отведенные праздничные дни) и ритуальные бои.
Суть обряда Имянаречения заключалась в том, что человека посвящали в языческую веру. От выбранного имени зависел жизненный путь, образ жизни, род занятий и другие важные качества избранного, поэтому необходимо было быть полностью уверенным в нем. Данное языческое действие, проводимое жрецом, было своего рода перерождением. Во время его проведения вершитель таинства долго прислушивался к духам, которые изъявляли свою волю – даровали посвященному новое славянское имя, передаваемое через жреца.
Ритуал Раскрещивания имеет некоторое сходство с вышеописанным действием, но его суть несколько иная – через определенные этапы жрец помогает человеку забыть старое вероисповедание. Для проведения обряда отказнику необходимо привести трех особ, которые засвидетельствуют факт отречения.
- Человек встает на колени у капища, берет в руки старые вещи, снимает с себя крестик (если на улице тепло, то его раздевают по пояс).
- Коленопреклоненный ждет, когда жрец проделает все требуемые ритуалом действа, и неустанно просит богов принять его решение.
- На последнем этапе волхв достает из замка нож и поздравляет избранного с выходом из старой религии.
Очищенный духовно, человек обязательно должен искупаться в открытом источнике, смывая с тела остатки прежней иноверной жизни.
Свадьба испокон веков считалась не только одним из самых значимых в жизни событий, но и крайне сложным в исполнении обрядом. От качества его проведения зависел успех дальнейшего продолжения объединяющихся родов. Славяне верили, что истинное предназначение человека – жить и продолжаться в детях для своих Богов. Свадьба состояла из основных и предварительных действий:
- сватовство парня за его избранницу;
- смотрины (оценка создаваемой пары);
- сговор (оценка приданого);
- обручение.
Иногда обговаривалось похищение (умыкание) невесты, тогда жених должен был заплатить за возлюбленную вено (выкуп ее отцу). За несколько дней до проведения основного свадебного ритуала пекся каравай со знаком плодородия и куриный пирог (символ денежного благополучия). Есть некоторые свадебные традиции которые рекомендуется соблюдать.
С переездом семьи в новую избу связано множество обрядов, поскольку предки были убеждены, что нечистая сила может последовать за молодыми и испортить им жизнь.
- Первым делом с помощью гаданий выбирали подходящее место жительства. На указанной территории ставили котелок с пауком: если тот сплетал паутинку, то данное место считалось одобренным высшими силами.
- Так же можно было раскопать на новой земле ямку и поставить в него горшок с медом: если появляются мошки, то новоселы здесь приживутся и будут счастливы.
- У современных людей есть обычай – запускать кошку в дом, чтобы она оценила, будет ли он хорошим. А славяне выпускали корову, выбранное ею место определялось как дом.
- На той земле, где когда-то были захоронения, найдена кровь или которая была выиграна во время спора, никогда не строили дома.
А вот и всем знакомый праздник:
В определенное время года язычники ходили по улицам и произносили заклинания от злых сил, осуществлялось это во время чествования Коляды (славянского Бога) и называлось, соответственно Колядование.
Компания ряженых ходила от дома к дому и пела песни, за которые весельчаки получали угощения. Их собирал один определенный человек – мехоноша. Мелодичный обряд был по нраву славянам, поэтому желающие принять в Колядовании участие, зачастую делились на несколько групп и устраивали соревнования – какая больше сладостей соберет.
Жатвенные ритуальные действа проводились на начало сбора урожая, когда сельскохозяйственные культуры созревали. Поскольку каждый вид выращиваемых людьми растений созревает в свое время, обрядов жатвы за летне-осенний период могло быть много.
Включали они целый комплекс таинств, начинался который зажинками, а заканчивался дожинками. Их суть заключалась в том, чтобы отблагодарить землю за подаренную пищу и попросить новый хороший урожайный год. Приветствовались язычниками и жертвоприношения Богам.
Никогда не будет лишним провести ритуалы на привлечения денег.
Язычнецкие празднества и жертвоприношения
Славяне всегда очень хорошо относились к праздникам, отмечали их всегда радостно и весело, выполняли все необходимые ритуалы. Например, во время зимних святок, которые продолжались две недели, ключевыми элементами были люди, одетые в костюмы зверей и народные пляски в машкерах.
Обязательным были и устроения пиршеств, причем львиная доля яств и даров предназначалась Богам. Согласитесь, ничего плохого в таком почитании нет, чего не скажешь о более древнем обычае языческих племен – потребности в живой жертве.
Одной из важных составляющих ритуалов того периода являлось жертвоприношение: дабы задобрить Богов, предки приносили им еду, животных, вещи. Волхвы же, проводя свои ритуалы, не гнушались животной жертвой, якобы так духи быстрее выходили на контакт.
Случалось и так, что жертвами ставали сами люди, как вариант – в неурожайный год, или когда целому племени грозила явная угроза от завоевателей. Для определения судьбы жертвы – убить ли оставить жить – проводился жребий, то есть судьбу несчастного всегда решали Боги.
В защиту славянских языческих праздников и обрядов следует сказать, что какими бы нелепыми и даже варварскими они ни были, их можно оправдать той эпохой. Другое дело, что, чем совершенней становится народ, тем избирательней он должен относиться к своему культурному наследию: традициям, приметам, суевериям и пр. Помнить и знать историю своих предков потомки обязаны, а вот использовать накопленные знания следует с учетом глобальных перемен в жизни и мировом разуме человечества.
Язычники не перевелись и в наше время, тому подтверждение священная роща в Республике Марий Эл. Вообще, как я знаю, марийцы испокон веков язычники, даже сейчас, в 21 веке, они проводят обряды жертвоприношения. Свои традиции они чтят, Богам приносят еду и прочее в жертву, чтобы придобрить и приобщиться к святому духу. Вообще дух природы для язычников — это нечто божественное